Поломки стиральных машин в большинстве случаев застают пользователей врасплох. К сожалению, очень редко неисправности можно заметить на начальном этапе. К таким поломкам относится и так называемый «клин» барабана. Машина стирает как ни в чем не бывало, но вдруг раздается сильный скрежет и устройство останавливается. После этого может появится специфический запах жженой резины, который вызывает притирание манжеты люка. Если потрогать барабан руками — то он может немного двигаться, а может и остановится намертво. Часто он немного смещается вниз относительно своей нормальной оси. Такая поломка может быть вызвана как износом деталей машины, так и неправильной эксплуатацией (несоблюдением требований по развесовке и распределению белья в барабане).
А точно ли его заклинило?
Часто пользователи думают, что барабан заклинило, хотя симптомы немного отличаются от описанных выше. Если ваша стиральная машина просто перестала крутить барабан или же не может набрать достаточное количество оборотов на отжиме — то скорее всего проблема гораздо проще. В таких случаях пользователь может вручную провернуть барабан. Если он вертится свободно — то можно выдохнуть — поломка не такая серьезная.
Почему барабан может не вращаться:
Если вернуться к вопросу о том, почему барабан заклинил, то стоит рассмотреть несколько вариантов. Естественно, мы описываем максимально часто встречающиеся неисправности, которые могут повлиять на появление схожих симптомов. Но существуют и другие варианты, которые встречаются достаточно редко. Многое зависит и от марки стиральной машины: у некоторых производителей есть свои «больные места». Описывать все эти частные случаи здесь не имеет смысла — все равно диагностику может провести только профильный специалист, который разбирается в моделях конкретной марки. Наша задача — описать наиболее часто встречающиеся неполадки и дать представление о возможных финансовых последствиях.
Попало инородное тело
Одной из первых причин, которые могут вызвать клин барабана является попадание в бак какого-либо постороннего предмета. Это может быть косточка от бюстгальтера, которая вызывает скрежет и в конце концов может повредить барабан. Еще один популярный вариант — колготы или носки, которые «засасывает» между железным барабаном и резиновой манжетой. Такие предметы гардероба могут обвиться вокруг вала и вызвать клин барабана. Иногда они также вызывают повреждение двигателя.
Пользователь может попытаться сам выполнить ремонт в таком случае. Однако для этого необходимо иметь специальные навыки и тщательно изучить конструкцию конкретной стиральной машины. В таком случае можно попытаться устранить посторонний предмет. Но нужно быть осторожным — в некоторых стиральных машинах попытка отгиба манжеты может закончиться ее повреждением или соскальзыванием.
Разбиты подшипники
Один из наиболее серьезных и «страшных» диагнозов — это разбитые подшипники. Внутри современной стиральной машины-автомат располагается специальный бак, внутри которого на валу установлен барабан, в котором и стирается белье. Вращение вала обеспечивает двигатель и 2 подшипника с сальником (в некоторых машинах устанавливается двухрядный подшипник). Со временем эти подшипники могут прийти в негодность из-за неправильной эксплуатации машины или же из-за просто большого периода работы. Подшипники очень долго стучат, после чего могут не выдержать и вызвать клин барабана. В некоторых случаях разрывается сальник и на белье попадает небольшое количество смазки из самого подшипника.
Выполнить ремонт самостоятельно не получится — т.к. это очень тяжелая работа, которая требует наличия специального инструмента. Баки могут быть 2 видов: литые пластиковые и разборные металлические. Поменять подшипники в металлическом баке возможно. Это будет стоить примерно 40% стоимости машины. Если же бак неразборный — то придется менять его целиком. Тут цена может доходить до 70% от стоимости устройства.
Некоторые «кулибины» разрезают пластиковые баки и меняют подшипники, что грубо нарушает конструкцию машины и неизбежно вызывает протечку, которая может сильно навредить как вашему ремонту, так и ремонту в квартире соседей снизу. Именно поэтому мы рекомендуем выполнить ремонт у профессионалов, либо же поменять бак целиком.
Проблемы с пружинами или амортизаторами
Еще один вариант связан с деталями, которые отвечают за балансировку работающего бака. Он крепится к корпусу стиральной машины при помощи специальных пружин сверху, а также при помощи гидравлических амортизаторов снизу. При длительной работе, либо же при неправильно выставленном уровне амортизаторы и пружины могут получать дополнительную вибрацию, которая в последствии вызовет их растяжение или выход из строя. Если это случится при цикле отжима — то может возникнуть серьезная проблема и бак оборвется. В таком случае целостность конструкции будет нарушена и вращение барабана станет невозможным. При возникновении такой проблемы могут повреждаться подшипники и даже крестовина барабана.
Но проблема может быть и не такой серьезной. Если обрыв случится не при отжиме — то скорее всего подшипники будет целыми, и придется выполнить замену пружин или амортизаторов. Данную задачу также лучше поручить профессионалам, т.к. есть достаточно много машин, которые требуют полной разборки для выполнения описанных выше операций.
Порвался ремень
Последний (и наименее вероятный) вариант — это порванный или соскочивший ремень. Чаще всего эта поломка не вызывает заклинивания барабана, но в случае, если ремень порвался во время отжима, бак мог принять неестественную позу и тем самым получить определенные повреждения. Если барабан продолжает вращаться — но делает это с трудом — то этот вариант будет наиболее реалистичным. В любом случае, все описанные выше поломки являются достаточно серьезными и требуют вмешательства специалиста.
Сколько будет стоить ремонт?
К сожалению, сказать точную цену ремонта в данном случае не представляется возможным, т.к. поломки относятся к различным типам и цена на их исправление может варьироваться в значительных пределах. Также очень многое может зависеть от марки стиральной машины, а также от того, насколько легко можно достать оригинальные запасные части.
Для того, чтобы получить максимально качественный ремонт лучше всего обратиться в официальный сервисный центр, контакты которого можно получить как на сайте производителя, так и в инструкции по эксплуатации устройства. Однако, ремонт в таком центре может стоит очень дорого. Иногда ценник на постгарантийное обслуживание может достигать 70% от стоимости устройства. В таком случае вопрос ремонта машины становится довольно спорным, ведь новая машина будет работать гораздо лучше, стирать качественнее, а потребление воды и электроэнергии будет заметно снижено, что позволит сэкономить на коммунальных платежах и позаботиться о сохранении планеты для наших детей.
Помимо официальных сервисных центров ремонты могут выполнять частные мастера «шабашники», которые попросят меньшую цену. Однако стоит понимать, что такие мастера будут устанавливать неоригинальные кустарные запчасти, часто бывшие в употреблении. Такой ремонт может выйти боком и привести к более дорогим поломкам или даже залитию соседей. Такие мастера не платят налогов и не предоставляют гарантию на свою работу, поэтому мы настоятельно не рекомендуем пользоваться услугами таких частных «кулибиных».